Анализируя последние высказывания форумчан, я заметил, что когда люди пытаются обозначить, в чём заключается смысл жизни, они полагают, что смысл жизни заключается либо с совершении каких-нибудь действий, либо в достижении каких-нибудь целей.
Но ведь на каждый такой ответ обязательно возникнет вопрос: "А в чём смысл жизни, при которой мы совершаем эти действия или достигаем эти цели?"
Ведь вопрос о смысле жизни - это не вопрос занятости, чем бы мне заняться в жизни таким, чтобы жизнь не была бесцельной.
Вопрос о смысле жизни - это вопрос о её ПРЕДНАЗНАЧЕНИИ.
И лишь после того, как мы ответим на вопрос о предназначении нашей жизни, мы сможем уже задуматься о том, чем же таким заняться, и каких таких целей достигать нам так, чтобы наша жизнь соответствовала своему предназначению и, соответственно, ИМЕЛА СМЫСЛ.
Я повторюсь ещё раз:
1. Смысл жизни не заключается в совершении каких-либо действий (как-то: совершенствование; продолжение рода; реализации своих талантов; проявление заботы о других и т. д., и т. п.)
2. Смысл жизни не заключается в достижении целей, к которым приводят совершаемые нами действия (как-то: совершенство; сохранение рода; создание талантливых шедевров; гармоничное устройство взаимоотношений и т. д., и т. п.)
Всё это - замечательные вещи, но к смыслу жизни отношения не имеющие. Это всё цели, которые вы сами себе поставили. Цели замечательные и, да сопутствует вам успех в их достижении.
Но на каждый вариант такого ответа возникнет вопрос: "В чём смысл жизни (далее варианты) совершенной, вечной, талантливой, радостной, счастливой, гармоничной и т. д.?"
Смысл жизни - это не то, что мы делаем для себя. Смысл - это то, что связывает наши жизни с Большим, чем мы сами. С Причиной наших жизней. Если же у наших жизней нет Причины, то нет и смысла.
Возможно, вам это и не мешает жить наполненной жизнью. Вы стремитесь к (варианты) совершенству, гармонии, счастью, творчеству и т. д. Вы может быть даже успешны в этом, у вас получается.
Но вы должны признать, что делаете всё это лишь для того, чтобы жизнь ваша не была пустой для вас самих. То есть в основе всех ваших попыток наделить жизнь смыслом лежит вынужденная мера, опасение нежелательного (пустоты и бессмыслицы жизни). А вовсе не стремление к ВЫСШЕМУ смыслу бытия.
Подобно тому, как вы чистите зубы, вы совершаете это как вынужденную меру из опасения кариеса. Если бы не было угрозы кариеса (плохого цвета и запаха зубов и т. д.), кто стал бы чистить зубы? Кто из вас стал бы чистить зубы без практической необходимости? Без наличия в этом какого-то ВЫСШЕГО смысла, когда это нужно не вам.
Подобно этому же, вы наполняете вашу жизнь прекрасными делами и ценностями из опасения пустоты и бессмысленности. Вы делаете это не потому, что это нужно кому-то, а потому, что это нужно прежде всего вам.
"Жить надо так, чтобы не было мучительно больно за бесцельно прожитые годы." - так сказал классик советского соцреализма.
То есть основным мотивом такого подхода является СТРАХ. Страх за себя, за то, чтобы себе не было мучительно больно.
И не случайно автор этих слов использует термин "бесцельно", но не использует "бессмысленно". Потому, что для него смысл жизни не существует, ведь он - атеист. И он сам это признаёт, даже не пытаясь заявить о смысле. Он волен выбрать себе такую жизнь, какую захочет. Построить её на таких ценностях, какие ему нравятся. Поставить себе такие цели, какие ему интересны. И достигать их так, чтобы ему потом не было мучительно больно.
И он прожил насыщенную, далеко не пустую жизнь.
Однако, имела ли его жизнь смысл? Для кого? Для других людей? А их жизнь с каким смыслом? Для страны? А она для чего?
А мир для чего?
Смысл жизни, ваш личный, неизбежно будет привязывать вас к вопросу о смысле существования всего человечества и смысле бытия всего мироздания.
Поэтому, когда мы спрашиваем себя о смысле жизни, правильнее всего задать вопрос так:
"В чём смысл существования всего человечества и мира в целом?"
И давайте уже отойдём от подмены понятия "смысла жизни" индивидуальными жизненными целями и интересами. Давайте пойдём дальше.