У меня есть положительный опыт в этой сфере. Речь идёт о моём друге и названном брате. Мы с ним немало "съели соли вместе". Мне, как человеку верующему в Бога было всегда очень жаль, что мой друг позиционировал себя атеистом. Первое время нашего общения на религиозную тему он высказывался категорически против как идеи Бога, так и религии. О Церкви он и слушать не желал, хоть и был крещёным. Хуже всего было то, что мой друг высказывал хулу.
Немало мы с ним говорили на эту тему. Обнадёживало то, что мой друг - мыслящий и разумный человек. Он не фанатик и потому способен честно признавать свои ошибки, если ему предоставить разумные доводы. Немало прошло бесед, прежде чем мой друг стал менять свои взгляды. Господь нашёл интересный подход к нему. Мой друг патриот Родины и через это Бог смог действовать. Я по возможности старался быть Его орудием в этом. Вначале мой друг убедился, что религия и Церковь полезны для общества и нашей Родины. Ранее он считал, что религия вредна. Кроме моих доводов помогло и его знакомство с достойным пастырем. Он убедился, что сама идея религии может реально послужить на благо Родины.
Это было уже хорошо, но меня расстраивала сама его позиция стороннего наблюдателя. Выходило, что моему другу не Бог был нужен, а идея Бога. Однако я не сдавался. Наши дискуссии продолжались долго. Кончилось дело тем, что он признал существование Бога и даже начал путь к любви к Нему. Узнав от меня о содержании книги Откровение Иоанна Богослова, он воскликнул: "Если антихрист придёт при нашей жизни, я убью его!"
Для нас с тобой подобная экспрессивная реплика может показаться смешной. Зачем убивать антихриста, если через три с половиной года после его воцарения, как мы знаем из Писания его убьёт духом уст своих Сам Иисус Христос?! А после этого будет новое небо и новая земля и времени больше не будет. Будет блаженная вечность в которой самые наши смелые мечты о благе и счастье покажутся лишь слабой дымкой про сравнению с тем благом, которое наступит.
Но мой друг, как человек ещё не начавший церковную жизнь, не имел пока опыта Божией Благодати и потому, не будучи причастным к хотя бы образу вечных благ эмпирически, не мог их и оценить. А вот опыт радостей здешней жизни у него, естественно был. Следовательно, он был готов бороться всеми силами за сохранение именно этого, столь ему хорошо знакомого и столь им любимого мира.
Я сказал ему тогда: "Пойми, в том новом мире будет всё то лучшее, что есть здесь, но во вмого крат лучше и ещё те блага, которые нам не доступно ныне даже вообразить!"
Когда его девушка забеременила, мой друг хотел повести её на аборт. Я приложил максимум усилий, чтобы убедить его не совершать убийство. По счастью, он передумал. Позже он крестил своего сына в Церкви. Кто знает, как сложилась бы эта история дальше, если бы мы продолжали с ним общаться так же часто как прежде? Мне почему-то кажетсяч, что мой друг пришёл бы ко Христу и начал менять свою жизнь в соответствии с Его заповедями к лучшему. Я даже думаю, что придёт это время. Говорю это зная своего друга. К сожалению, жизнь развела нас по разным городам. Но факт остаётся фактом - в ходе многих бесед, он пришёл от воинствующего атеизма, через принятие идеи Бога полезной к вере в Бога. Эта вера ещё мертва, ибо не подтверждена делами, но есть потенциал для дальнейшего развития.
Эта история показывает, что в деле проповеди мало одной или двух бесед. Если человек открыт для общения, бывает нужно очень много бесед для того, чтобы сдвинуть дело с мёртвой точки. Конечно, не всегда мы имеем возможность для столь многих и продолжительных бесед со всеми. Но и в одной - двух нужно приложить максимум усилий для того, чтобы донести до человека весть о спасительном пути. А дальше надо предоставить Самому Богу действовать и положиться на Его Промысел. Помнишь притчу о сеятеле? Наше дело - сеять, а там уже куда упадёт зерно.
НО тогда, когда Сам Господь предоставляет нам, через жизненные обстоятельства, поработать на Его ниве, нужно не уклоняться и сеять. Надо не избегать возможности работать для Бога, когда эта возможность предоставляется нам самой жизнью. Но не нужно унывать, если не видишь немедленного эффекта. Надо быть терпеливым делателем Христовой нивы.